Из фондов музея…
Музейно-выставочный центр предлагает любителям искусства ознакомиться с работами художников Приморского края, которые хранятся в фондах музея. В зале представлены 24 полотна, выполненные в разное время.
Интересна история жизни художника-мариниста Н.М. Штуккенберга. Одна из картин «Тютихе. Мыс Бринера», принадлежащая его кисти, хра-нится в фондах музея.
Николай Максимович Штуккенберг родился 1880 году в Москве, в семье доктора. В 15 лет впервые ступил на палубу морского судна, а в 25 лет стал капитаном дальнего плаванья.
Это был целеустремлённый, высокообразованный человек. Самым главным увлечением Николая Максимовича была живопись. Его картины, акварели выставлялись во Владивостоке, он был экспонентом первой Дальневосточной художественной выставки в г. Хабаровске в 1932 году. Н.М. Штуккенберг был хорошо знаком с семьей Ю. Бринера и В. Арсеньевым. Бринеры собрали большую коллекцию его картин. Ирэн Бринер пишет в воспоминаниях: «капитан Штуккенберг был одаренным художником…».
Жизнь этого неординарного человека оборвалась в 57 лет. В феврале 1937 года он был арестован по обвинению в шпионаже. Скорее всего был донос, основанный на том, что Николай Максимович использовал любую возможность для приобретения красок, так необходимых для его творчества. Краски привозили моряки из Японии.
Холст «Тютихе. Мыс Бринера» написан легкими мазками. Скалы морского побережья, стоят как стражи, перед зелёными сопками. Морской штиль обманчив, около скал пенные буруны предупреждают об опасности. Н.М.Штуккенберг в 1934 году, являясь капитаном ледокола «Красин», был в Тетюхе. Ледокол участвовал в снятии с мели английского парохода “Гольденси” в бухте Тетюхе. Видимо тогда капитана поразила удивительно-сдержанная красота тетюхинского побережья.
Супруга капитана, Владислава Матвеевна Бовкевич, смогла реабилитировать своего мужа лишь в 1958 году. Всё сохранившееся наследие художника она передала в Приморскую государственную картинную галерею.
Практически все картины, находящиеся в этом зале интересны. Мэтр Дальнегорского художественного бомонда Батяев Владимир Алексеевич был руководителем созданного им союза художников района «Спектр». В этой экспозиции представлено несколько его работ. Все они рассказывают нам о неповторимой природе нашего Приморья. Буйство осенних красок передают свежесть воздуха, величие гор.
Внимание зрителя привлекает полотно Александра Волощука «Осенний пруд». По краям полотна расположены жёлтые трепещущие листья деревьев, в результате создается ощущение живого света, через которые мы смотрим на воду, луг, синеющий вдали густой лес. Картина благодаря цветовой гамме передаёт красоту, спокойствие тёплого осеннего дня.
Холсты Мишина Ивана Ивановича, рассказывают нам о море. На его полотнах оно живое. Оно может быть спокойным в лунном свете, а может «разговаривать» в тумане о зарождающемся дне.
Пейзажи Дмитрия Коваля «накрыты небом». Над просёлочной дорогой, над увалами с домишками просторное голубое небо с мягкими белыми облаками.
Жанр полотен Иванисова Николая Федоровича чаще всего связан со сценками из жизни, которые милы сердцу благодаря их сюжету, цветовой гамме.
Две картины Садовина В.П., это два времени года. Они как кружева из березовых веток, через которые видно горы и лес вдали.
Многие художники переносят на свои полотна краски приморской осени. Ведь она скоротечна, а в их полотнах застывает миг буйства красок природы в преддверии зимних холодов.
И.В. Залевская
МБУ МВЦ г. Дальнегорск