• г. Дальнегорск, 50 лет Октября, д.70
  • с 10.00 до 18.00, кроме понедельника.
  • +7(42373) 3-29-92
КУПИТЬ БИЛЕТ

Алтай в фотографиях Л.В. Шапошниковой

20 января 2021 года В Музейно – выставочном центре г.Дальнегорска открылась  выставка «По маршруту мастера» фотографий Людмилы Васильевны Шапошниковой, посвященных  маршруту  Николая Рериха  Центрально-Азиатской экспедиции 1924-1928 гг.

Людмила  Васильевна  Шапошникова – известный востоковед, академик РАЕН, Заслуженный деятель искусств РФ. Свою научную и творческую жизнь она посвятила изучению  Индии, наследию Н. Рериха.

Спустя полвека она прошла   маршрутом  Центрально-Азиатской экспедиции Н. Рериха,  и  запечатлела  знаковые точки маршрута с помощью огромного количества  ярких фотографий.  Результаты её исследований изложены в ряде очерков и книг, среди которых фотоальбом «От Алтая до Гималаев». Маршрут Людмила Шапошникова прошла в одиночку, за исключением редкого общения с проводниками из коллег-учёных или простыми местными жителями.

Часть пути экспедиции  прошёл  по России, в том числе по Алтаю. Алтайская часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции представляет огромный интерес. Этот регион настолько необычен, что его называют «Российским Тибетом». Ещё в  августе 1926 года село Верх-Уймон, расположенное в Уймонской долине Горного Алтая, стало базой Центрально-Азиатской экспедиции Рериха. Анализ алтайских легенд о «курумчинских кузнецах» и «чуди подземной» показал, что в них нашла отражение информация о древнем переселении народов. По соседству с Верх-Уймоном располагались аилы (традиционное жилище) коренных жителей Алтая, что давало возможность для изучения их культуры.

Маршрут Л.В. Шапошниковой проходил по Чуйскому тракту, яркой достопримечательности Алтая. Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км. Именно обмен товарами между Россией и Монголией в начале XIX века стал главным элементом Чуйского торгового пути. По мере роста торговой значимости Чуйскую тропу к концу XIX благоустроили до колесного пути. Новый виток развития Чуйского тракта относится к годам правления советской власти. 26 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР Чуйский тракт обозначен трактом государственного значения. А 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

В фотогалерее  Людмилы Васильевны  есть  удивительное фото двухметровой стелы, которую венчает высеченная в камне голова. Стелла  уникальна, таинственна и мало объяснима. Она стоит  перед отвесной скалой, и шумящей внизу Чуей, а между ними пролегает древний путь. Голова органично слита с грубым, почти необработанным камнем. Игра тени на чертах лица  позволяет увидеть стремление идти вперед несмотря ни на что. Глаза устремлены вдаль, губы упрямо сжаты.   Линии камня неожиданно перетекают как бы назад, за фигуру, как будто  за ней ниспадает плащ.  Может быть это памятник человеку-путнику, человеку  из иного, далекого времени.  Много таинственного скрывают горы Алтая.  Неожиданные находки  ученого-исследователя, запечатленные в фотографиях,  дают пищу для размышления. Кто-то  оставил на камне петроглифы, изображающие животный мир того времени. Их не разрушила  природа до наших дней. Рисунки тщательно прорисованы  неизвестным художником, жившим столетия назад. Они являются подтверждением, как была  богата природа   Алтайского  края столетия назад.

Помимо научного исследования пути Центрально-Азиатской экспедиции Людмила Васильевна в своих фотографиях передала необъяснимую прелесть  нашей  планеты.  Фотография Северо-Чуйского хребта  передает яркость красок окружающего мира переливы цвета  равнин и величие  заснеженных гор.

Экспедицию Шапошниковой и Рериха объединяли многие цели: это поиск фактов изначального культурного единства Востока и Запада, изучение древних памятников, которые позволят по-новому осмыслить проблемы

этнокультурного взаимодействия народов планеты и пути исторических миграций, а также поиск нитей, связывающих Азию и Россию.

И.В.Залевская

Специалист по экспозиционной

и выставочной деятельности

МБУ МВЦ

Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

МЕТКИ

РУБРИКА